Известный художник-пейзажист Исаак Левитан и писатель Антон Чехов долгое время были близкими друзьями, которых объединяли искренние и доверительные отношения. Но после публикации рассказа Чехова «Попрыгунья» неожиданно разразился скандал: в героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову.
Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать друга на дуэль.![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo6B53/20099329053-0/original.jpg#20099329053)
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photoEC6C/20545474751-0/original.jpg#20545474751)
Слева – И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа – А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.
В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А. Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo2096/20991620449-0/original.jpg#20991620449)
Слева – И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа – А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.
В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А. Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo92A3/20214693298-0/original.jpg#20214693298)
В. Серов. Портрет художника И. И. Левитана, 1893
Софья Кувшинникова была замужем за полицейским врачом, который был терпелив и долгое время закрывал глаза на ее роман с Левитаном. Она была художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу – на этюды. Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они также ездили на Волгу на этюды, и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo0A10/20437766147-0/original.jpg#20437766147)
А. Степанов. Слева – *И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе*. Справа – *И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах*, конец 1880-х гг.
Чехов оправдывался, как мог: «Можете себе представить, – писал он в письме в 1892 г., – одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo3044/20106984694-0/original.jpg#20106984694)
Слева – С. Кувшинникова, середина 1880-х гг. Справа – И. Левитан, фото 1898 г.
Однако сходство было не только внешним: почти дословно приводились выдержки из ее писем, чеховская попрыгунья в речи использовала любимые выражения Кувшинниковой, она была так же экстравагантна и оригинальна, хотя и куда более легкомысленна и поверхностна, чем ее прототип. Писатель пытался отшучиваться: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo630D/20553130392-0/original.jpg#20553130392)
Слева – И. Левитан, фото 1884 г. Справа – И. Левитан, фото 1890 г.
Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось. Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже были обречены. Художник пользовался большим успехом у женщин, и в 1894 г. у него завязался новый роман, тоже едва не закончившийся трагически: запутавшись в чувствах к Анне Турчаниновой и ее дочери, Левитан пытался покончить с собой.
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photoB69C/20999276090-0/original.jpg#20999276090)
Слева – Софья Кувшинникова. Фото. Справа – И. Левитан. *Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой*, 1888
После 1894 г. Левитан и Кувшинникова больше не виделись, но Софья Петровна всегда вспоминала о нем с теплотой и благодарностью. А отношения между друзьями удалось наладить. Помирить Чехова и Левитана смогла писательница Т. Щепкина-Куперник, которая устроила им встречу и заставила подать друг другу руки.
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photoD3B0/20222348939-0/original.jpg#20222348939)
![Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль](http://mtdata.ru/u2/photo396D/20668494637-0/original.jpg#20668494637)
Скульптура *Дачница* в г. Плесе, имеющая портретное сходство с Кувшинниковой
источник
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
Свежие комментарии